«Фыды фарн мœрдтœм нœ цœуы»

Автор статьи: Администратор/13 мая 2017 г./Категории: Владикавказ

В рамках празднования Недели осетинского языка и литературы в доме-музее Коста Хетагурова прошло мероприятие — конкурс к юбилею Ц.Гадиева, в котором приняли участие МБОУ СОШ № 25,27,50 и МБОУ СОШ с.Сунжа.



Сека Гадиев – поэт, прозаик, основоположник художественной прозы на осетинском языке родился в 1855 году в селении Ганис в Гудском ущелье, в верховьях реки Арагвы. Детство Сека провел в нужде и тяготах. Грамоте он научился в 18 лет.
В 1872 году стал служить псаломщиком в Гудской церкви. Однако небольшое жалованье не могло обеспечить существование семьи из 8 человек, и в том же году Сека в поисках лучшей жизни переселился в Северную Осетию. Здесь он также продолжал служить псаломщиком в осетинских селениях. Однако материальное состояние семьи заметно не улучшилось. Его детям, как и ему самому, часто приходилось батрачить.
В 1912 году Сека поселился во Владикавказе. Через три года жизнь Сека Гадиева трагически оборвалась.
Писать Гадиев начал в конце семидесятых годов XIX века. Однако самоучкой, овладевшему грамотой горцу-крестьянину долго и упорно пришлось работать над расширением своих литературных знаний и грамотности.
Наиболее ярко и всесторонне талант писателя проявился на рубеже XIX-XX веков. С самого начала своей творческой деятельности Сека испытал сильное влияние поэзии Коста Хетагурова. Первый сборник стихотворений Гадиева «Осетинский пастух» вышел в свет в 1905 году. Он состоял из 25 стихотворений и 22 басен.



С самого начала своей писательской деятельности Гадиев стоял на позициях реализма. Всю свою жизнь он провел в гуще трудового народа, среди бедноты. Непосредственно общаясь с массами, он прекрасно знал мысли и чаяния простых людей. Угнетенное положение народа, заветная мечта и стремление трудовых масс к светлому будущему нашли четкое отражение в стихотворениях Гадиева.
Многие стихи Сека посвящены вопросам нравственности и морали. Он выступал против пышных поминок, пьянства, воровства, лени.
Прекрасный талант Гадиева раскрылся главным образом в прозе. Он считается одним из зачинателей художественной прозы на осетинском языке. Основное место в прозе Сека Гадиева занимают рассказы, снискавшие писателю общенародное признание.
Важнейшим мотивом его рассказов является описание тяжелой доли осетинского крестьянства. Сюжетами для рассказов служили как явления общественной жизни, так и исторические предания.



Ряд лучших своих рассказов Сека посвятил судьбе горянки. Среди этой серии особо выделяется яркий рассказ «Азау», в котором повествуется о трагической любви двух молодых людей, ставших жертвами обычаев старины. Попытка отстоять своё право на счастье окончилась для влюбленных трагически.
Заметное место в творчестве Гадиева занимают произведения, рисующие картины современной ему общественной жизни и быта осетин. В драме «Гадалка Госама» писатель раскрывает образ хитрой гадалки Госама, которая дурачит темных людей, пользуясь их суеверием и невежеством.
В рассказе «Ласточка» повествуется о лживом священнике, который проповедует любовь к человеку, помощь бедным, честность, а сам поступает наоборот.
Немало у Сека Гадиева и публицистических статей, где писатель резко критикует существующие порядки и власть.
Творчество писателя-самоучки Сека Гадиева – крупное явление в истории осетинской дореволюционной литературы.



Осетинский советский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, революционер.
Сын Сека Гадиева.
Родился 2 января 1883 года в с. Ганис, Гудского района Грузии. Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет. За участие в революционном движении был арестован в 1908 и осуждён на пожизненное поселение в Сибири. Вернулся на родину после Февральской революции 1917; принял участие в Великой Октябрьской социалистической революции и борьбе за Советскую власть в Северной Осетии. Работал на ответственных постах: был председателем осетинского народного совета, заместителем Наркома просвещения Терской Советской республики, заместителем председателя Владикавказского ревкома, заведующим облоно, редактором газеты «Растдзинад», ректором Горского педагогического института, директором Северо-Осетинского научно-исследовательского института.
Умер писатель в 1931 году.



Свои первые стихотворения Гадиев написал во время учебы в Ставропольском духовном училище. Произведения, написанные поэтом в начальный период творчества, составляют политическую и любовную лирику.
Основной мотив политической лирики поэта – призыв трудящихся масс к революционной борьбе. Политические стихи Гадиева впервые были напечатаны в газете «Ног цард» («Новая жизнь») в 1907 году и обладали значительной силой эмоционального воздействия, глубиной жизненного содержания, простотой формы.



В годы пребывания в тюрьме и в ссылке Гадиев создал стихотворный цикл «Тюремные записки». В нем автор вместе с тоской по свободе и родине дает реалистическое описание жизни арестанта.
В Сибири Гадиев написал также повесть «Подаванец». А также ряд рассказов. В тюрьме и ссылке здоровье писателя было подорвано. Тем не менее, последние пять лет жизни Гадиева явились в творческом отношении самыми плодотворными. Он создал в это время ряд лирических произведений, а также драмы, рассказы и повести.
Историческая драма «Ос-Багатар» считается одним из лучших произведений Гадиева. Действие относится к XIII – началу XIV веков. В драме писатель изобразил борьбу крестьян против угнетателей. Багатар, главный герой драмы, военный вождь, становится во главе восставших, но из-за нерешительных действий и измены народу погибает.
Повесть «Честь предков» (1930) – последнее крупное произведение Гадиева. Оно посвящено теме коллективизации в начальный её период.
Перу Цомака Гадиева принадлежит также немало статей о творчестве осетинских писателей.
Поэзия Гадиева насыщена революционным пафосом (стихотворения «Народ», «Набат», «Призыв к борьбе»). Написал драму «Идущие к счастью» (1928) о событиях Гражданской войны, повесть «Честь предков» (1931), рисующую процесс коллективизации в Осетии, статьи о творчестве К. Хетагурова, Е. Бритаева, С. Баграева и др.
В творчестве Ц. Гадиева преобладают социальные мотивы. В 1906— 1907 гг. открыто призывал к свержению царизма, верил в победу социалистической революции. Он был одним из наиболее ярких продолжателей традиций К. Хетагурова.


Ссылка на статью

Печать

Количество просмотров (291)/Комментарии (0)

Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь to post comments.

Theme picker

Контактная информация

Сообщение