О Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях»

Автор статьи: Администратор/23 августа 2016 г./Категории: МОиН РСО-Алания

Всероссийская акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» (далее — Акция) проводится в рамках Всероссийского государственного профессионального праздника «День финансиста» с 2011 года при поддержке Министерства финансов Российской Федерации и Банка России.

Цель Акции — формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, способствующих в конечном счете финансовой безопасности и будущему благосостоянию россиян.

Сроки проведения Акции:

в 2015/2016 учебном году: сентябрь 2015 г. — май 2016 г., в 2016/2017 учебном году: сентябрь 2016 г. — май 2017 г.

Организаторы Акции: Экспертный совет по финансовой грамотности в сфере деятельности некредитных финансовых организаций при Центральном банке Российской Федерации, Некоммерческое партнерство «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР», Международная общественная организация «Гильдия финансистов».

При поддержке: Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации.

Участники Акции: образовательные организации среднего и высшего образования

проводят открытые занятия, на которых выступают в качестве преподавателей специалисты финансового сектора, удовлетворяющие требованиям Акции, и принимающие принципы и правила Акции, на волонтерской основе.

Практическая реализация:

Акция проходит в старших классах средних образовательных организаций и в высших учебных заведениях Российской Федерации в формате открытых занятий (разовых или серии занятий — по выбору образовательной организации) для обучающихся 9-11 классов и студентов с участием специалистов финансового сектора (далее «Преподаватель-специалист»), имеющих подтвержденный опыт работы в финансовой сфере, а также опыт преподавательской деятельности и/ или выступлений перед аудиторией в образовательных организациях. Преподаватели-специалисты выступают в образовательных организациях на волонтёрской основе.

Для проведения открытых занятий экспертами-финансистами совместно с профессиональными методистами разработаны темы занятий и методические материалы по каждой теме, в том числе: 1. Методические рекомендации для проведения занятия и конспекты для подготовки к занятию преподавателей-специалистов; 2. презентации как эффективные опорные сигналы зрительной системы для демонстрации в аудиториях.

В качестве методической поддержки разработаны информационные материалы для старшеклассников, информационные материалы для студентов, а также информационные материалы для родителей старшеклассников и студентов, в которых в простой и доступной форме рассказывается о том, что, в первую очередь, необходимо знать современному потребителю финансовых услуг для обеспечения личной финансовой безопасности и достижения поставленных финансовых целей.

Темы открытых занятий делятся на базовые (для проведения разовых занятий) и продвинутые, и вместе составляют учебный модуль «Основы потребительских знаний в финансовой сфере и личной финансовой безопасности». Базовые темы рекомендуются для рассмотрения на разовых занятиях независимо от уровня подготовки обучающихся. Продвинутые темы могут быть рассмотрены, по желанию образовательной организации и при условии выделения необходимого количества часов, последовательно на нескольких уроках с опорой на базовые темы.

Учебный модуль «Основы потребительских знаний в финансовой сфере и личной финансовой безопасности»

Занятие 1 — Что значит быть финансово грамотным? (Базовый уровень. 1 академ. час)

Занятие 2 — Личный финансовый план. Создание резервов на будущее (Базовый уровень. 1 академ.час)

Занятие 3 — Основные принципы инвестирования (Продвинутый уровень. 1 академ.час)

Занятие 4 — Кредиты (Продвинутый уровень. 1 академ.час)

Занятие 5 — Микрофинансовая деятельность (Продвинутый уровень. 1 академ.час) Занятие 6 — Инвестиции в акции (Продвинутый уровень. 1 академ.час)

Занятие 7 — Недвижимость как инструмент инвестирования (Продвинутый уровень, 1 академ.час) Занятие 8 — Биржа. Место на фондовом рынке, функции (Продвинутый уровень. 1 академ.час) Занятие 9 — Страхование (Продвинутый уровень. 1 академ.час)

Занятие 10 — Налогообложение физических лиц (Продвинутый уровень, 2 академ.часа) Занятие 11 — Мошенничество на финансовых рынках (Базовый уровень. 1 академ.час) Занятие 12 — Защита прав потребителей финансовых услуг (Базовый уровень. I академ.час)

Рекомендованные формы открытого занятия: традиционная форма, инновационные формы с проведением дискуссий, круглых столов, деловых игр, учебных (образовательных) экскурсий, онлайн семинаров (с участием авторитетных финансистов и ученых) и др.

Традиционная форма открытого занятия:

Количество времени на занятии Этапы
3-5 минут Актуализация знаний

 

20 минут Изучение нового материала
20-15 минут Практическая часть. Закрепление
2-5 минуты Подведение итогов. Основные выводы

 

Инновационные формы открытого занятия:

  1. Финансовый диктант. Основная цель — мотивирование старшеклассников и студентов к получению знаний в сфере финансовой грамотности, а также предоставление возможности проверить свои базовые знания и сформировать понимание необходимости получения знаний в области денежных отношений, экономики и финансов, необходимых для жизни. Текст финансового диктанта содержит некоторые общие понятия и объяснения — зачем человеку быть финансово-грамотным, кто такой финансово-грамотный человек и какие знания в этой сфере, в первую очередь, необходимы в жизни. При написании диктанта мы не только проверяем грамотность учащегося, но активизируем его память, ведь в процессе письма обучающиеся задействуют различные зоны мозга, связанные с мышлением, языком и рабочей памятью, поэтому, написанное, как правило, прочно остается в памяти.
  2. Круглый стол, дискуссия. При проведении круглого стола, дискуссии преподаватель-специалист заранее планирует общий ход обсуждения тем или какой-либо проблемы. Обучающиеся заранее узнают примерную тематику круглого стола или дискуссии. На начальном этапе круглого стола/ дискуссии преподаватель-специалист представляет план, определяет регламент выступления каждого из участников. По ходу круглого стола/ дискуссии преподаватель-специалист выносит на обсуждение новые пункты плана и подводит итоги по каждому пункту. По окончании круглого стола/ дискуссии преподаватель-специалист подводит итог всему вышесказанному, указав на сходство и различия в позициях участников круглого стола/ дискуссии.
  3. Деловая игра. Основная цель данного занятия — применение на практике полученных знаний через моделирование конкретной ситуации, принятия на себя определенной роли. Учащиеся делятся на несколько групп для анализа конкретной ситуации и поиска путей решения проблемы, или представляют интересы различных групп населения или организаций в той или иной ситуации. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения различных проблем. Изложение проблемной ситуации, формулирование целей и задач игры, организация команд и определение заданий каждой из них, уточнение роли каждого из участников игры предшествует началу деловых игр. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей деятельности. Подведение итогов игры, анализ оптимальных решений завершают деловую игру.
  4. Учебная (образовательная) экскурсия может быть организована в финансовую организацию, музей при финансовой организации, где обучающиеся воочию могут познакомиться и услышать от сотрудников о финансовых инструментах и основах потребительских знаний.
  5. Онлайн семинары: Организатор Акции ежегодно проводит онлайн семинары с участием авторитетных финансистов и ученых по заявленным темам; расписание таких онлайн семинаров заранее размещается на сайте Акции, и все желающие образовательные организации, прошедшие регистрацию, могут принять в них участие. Такая форма участия в Акции рекомендуется тем

образовательным организациям, которые по какой-либо причине не могут организовать выступление преподавателя-специалиста в своих стенах.

Уникальность Акции:

На открытых занятиях в качестве преподавателей выступают финансисты- практики, которые в простой, доступной форме рассказывают старшеклассникам и студентам об основах потребительских знаний в финансовой сфере, правилах соблюдения личной финансовой безопасности и защиты своих прав как потребителей финансовых услуг, излагая не только теоретический материал, но и, в первую очередь, обсуждают современные практические аспекты рассматриваемых тем, примеры из жизни. Встречи обучающихся с профессиональными финансистами позволяет получить экспертные мнения практиков, способствуют социализации обучающихся.

Участниками Акции могут стать все желающие образовательные организации:

  • средние общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, центры образования);
  • средние специальные образовательные учреждения (колледжи, лицеи и др.);
  • высшие учебные заведения.

Преподаватели-специалисты, участвующие в Акции, проходят отбор в соответствии со следующими требованиями:

  1. высшее экономическое или финансовое образование,
  2. опыт работы по экономической или финансовой специальности не менее 1 года,
  3. опыт преподавания и/или выступлений перед аудиторией в образовательных организациях,
  4. рекомендации от работодателя,
  5. согласие следовать принципам и правилам Акции.

Принципы Акции

Преподаватель-специалист на занятии должен придерживаться принципа объективности в подаче информации по излагаемой им теме.

Ему следует обратить внимание слушателей не только на положительные стороны рассматриваемого предмета, но и объяснить минусы и риски, неизбежно присущие любому финансовому инструменту.

Преподаватель-специалист должен создавать у слушателей реалистичные ожидания результатов от использования того или иного инструмента. Причем, главный акцент в рассуждении следует сделать на рисках, возникающих у клиента финансовых компаний. При рассказе о каких-либо финансовых инструментах следует также привести примеры альтернативных инструментов, которые могут быть использованы для достижения похожих результатов.

В подаче материала обязательно должны присутствовать примеры практического применения инструментов, причем понятные той категории слушателей, для которых проводится занятие.

Рассказывая о различных финансовых компаниях, преподаватель-специалист должен обозначить как обеспечивается контроль над их деятельностью со стороны государства (лицензирование, законодательство, саморегулируемые организации и тому подобное). Следует обратить внимание на признаки, по которым можно отличить предложения реальных финансовых компаний от различных мошеннических и «серых» схем (финансовые пирамиды, форекс).

Преподаватель-специалист должен быть готов предоставить ссылки на информационные ресурсы и порекомендовать литературу по вопросам, затронутым в ходе занятия.

Обязательно следует дать рекомендации относительно того, какие практические шаги (последовательность действий) следует предпринять желающему воспользоваться той или иной услугой финансовой компании.

При проведении занятия преподаватель-специалист должен воздержаться от прямого или косвенного рекламирования услуг каких-либо финансовых компаний.

Перед проведением занятия преподаватель-специалист должен согласовать с организатором Акции план мероприятий.

После проведения занятия преподаватель-специалист должен направить краткий отчет/ отзыв, а также фото или видеоотчет.

Для участия в Акции образовательным организациям необходимо зарегистрироватся на сайте:

http://finday.ru/fingram/uchebnoe-zavedenie

Регистрация для специалистов финансового рынка: http://fmday.ru/fin

Координаторы Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в

учебных заведениях»:

Нигматуллина Лилия Ахтамовна nla@,irfr.ru ,

Точилина Ольга Викторовна tov@,sapfir.org , тел/факс + 7 (495) 911-67-00

109047, г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, корп.4, этаж 4.

Тел/факс +7 (495) 911-67-00

 

Ссылка на статью

Печать

Количество просмотров (485)/Комментарии (0)

Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь to post comments.

Theme picker

Контактная информация

Сообщение