Доклад врио Министра образования и науки РСО-Алания З.И.Салбиевой на Августовской конференции работников образования РСО-Алания

Автор статьи: Администратор/30 августа 2016 г./Категории: МОиН РСО-Алания

Добрый день, уважаемые коллеги, гости!

Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года, пожелать вам здоровья и успехов в нелегком труде!

Сегодня мы традиционно собрались для того, чтобы обсудить состояние и перспективы развития образования республики. Темой для обсуждения мы выбрали «Качество образования в РСО-Алания: состояние, проблемы, условия роста».

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Ведущий из них — качество образования — нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Не случайно на декабрьском Госсовете 2015 года, посвященном вопросам образования, Президент Российской Федерации В.В.Путин заявил: «На ближайшее десятилетие перед нами стоит цель нового уровня и другого масштаба: сделать российскую школу одной из лучших в мире».

Осознавая свою роль и ответственность в этом процессе, мы понимаем, что от результатов нашего труда зависит ближайшее и перспективное будущее и страны, и нашей с вами республики. Мы чувствуем постоянное внимание со стороны Правительства Республики Северная Осетия-Алания, которое держит в центре внимания все модернизационные процессы развития сферы образования и активно поддерживает, и надеемся, общими усилиями нам удастся достичь поставленную руководителем страны задачу.

Каково состояние качества в сфере образования нашей республики? Какие выявлены проблемы и каковы условия их преодоления и роста качества республиканского образования?

Одной из этих задач образования республики — сохранение родного языка, именно поэтому мне бы хотелось начать с этнокультурной составляющей образовательного процесса.

В минувшем учебном году была продолжена реализация регионального компонента в общеобразовательных организациях через программы учебных предметов: осетинский язык, осетинская литература, история Осетии, география Осетии, традиционная культура осетин. За последние годы значительно улучшилось обеспечение учебного фонда школьных библиотек материалами регионального компонента. Активно используются в работе вновь созданные сайты, мультфильмы на осетинском языке, а также электронные учебники.

На сегодняшний день школы республики в основном обеспечены учителями осетинского языка и литературы, проблема нехватки учителей родного языка остро стоит лишь в Моздокском районе, и задача в том, чтобы путем целевого приема (набора) решить эту кадровую проблему.

Распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей таких, как Цаллаговой Светланы Юрьевны, СОШ №7 г. Владикавказа, Джериевой Мадины Батразовны, СОШ №4 г. Беслана; Кадзаевой Мадины Хазбиевны, СОШ п. Мизур Алагирского района: показательные уроки, мастер-классы, круглые столы — способствовали повышению эффективности образовательного процесса, росту качества обученности родному языку. Победителем республиканского конкурса «Учитель осетинской словесности-2016» стала Калаева Марина Ахсарбековна, учитель школы №38 им. В.М. Дегоева г.Владикавказа, а в День осетинского языка 20 лучших учителей родного языка республики были награждены Почетными грамотами Министерства.

Очень важным представляется нам повсеместное введение обучения осетинскому языку в дошкольные образовательные организации, потому что начать обучать языку в вузе и даже, наверное, в школе уже поздно.
Уровень владения родным языком воспитанники детских садов и учащиеся школ демонстрируют на различных мероприятиях, особо показательными являются массовые детские игровые праздники, в которых участвуют целыми семьями представители всех районов.

Ведется большая работа по укреплению позиций родного языка, но вместе с тем уровень владения осетинским языком молодежью, к сожалению, нас еще не устраивает. А значит, в образовательный процесс по родному языку необходимо включать новые эффективные методики и формы обучения и диагностики, необходимые для достижения поставленной задачи – все наши дети должны уметь общаться на осетинском языке. Ведь сегодня уже ведется подготовительная работа по созданию осетинской школы.

В последние годы закрепляется статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, растет его роль в процессе социализации, соответственно усиливается внимание к изучению русского языка и обучению на нем.
В образовательных организациях республики проводится большое количество мероприятий, направленных на воспитание любви к русскому слову, повышение качества преподавания и изучения русского языка, цель которых – научить детей говорить и писать красивым грамотным русским языком.

Большой эмоциональный заряд получили участники, члены жюри и болельщики ежегодного конкурса юных чтецов «Живая классика», потрясающее чтение произведений русской классики в устах наших детей было очень трогательным.
В прошедшем году впервые проводился Всероссийский конкурс сочинений, организационно-методическое сопровождение которого осуществлялось республиканским институтом повышения квалификации работников образования. Четыре лучшие конкурсные работы — победители регионального этапа в своих возрастных группах — были направлены для участия в федеральном этапе Конкурса, и 3 из них – сочинение Кубачевой Зарины (МБОУ СОШ № 5 г.Моздока, учитель Горобец Л.В.), Дзалаевой Эмилии (МБОУ СОШ № 3 г.Владикавказа, учитель Васильева Н.В.), Симоновой Дианы (профессиональное училище № 7 г.Владикавказа, учитель Еналдиева А.К.) — стали победителями Всероссийского конкурса сочинений.
Отрадно отметить, что в этом году и учителем года республики стала учитель русского языка и литературы школы №7 г.Владикавказа Ирина Казбековна Джанаева.

Это большая победа всех учителей русского языка и литературы республики.

И работу, способствующую укреплению позиций русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, надо продолжать, расширять участие в межрегиональных и федеральных проектах, представлять лучший опыт в рамках повышения квалификации и транслировать его на другие образовательные организации и регионы.
Дошкольное образование на современном этапе рассматривается как первый уровень образования, поэтому основные усилия направлены на создание условий для введения ФГОС дошкольного образования и обеспечение его доступности.

В рамках модернизации региональных систем дошкольного образования в Республике реализованы мероприятия, направленные на ликвидацию очередности в детские сады путем расширения форм и способов получения дошкольного образования.

В 2016 году в республике началась реализация ФГОС дошкольного образования в штатном режиме, основная идея которого — «поддержка разнообразия детства». Эффективный переход к реализации ФГОС дошкольного образования в республике был обеспечен, благодаря оперативному обмену опытом, накопленным во время апробации, а также взаимодействию пилотных детских садов по основным проблемам дошкольного образования, оказанию методической и консультативной помощи.
В предстоящем году необходимо продолжить подготовку коррекционных педагогов для системы дошкольного образования.
В системе общего образования переход на новый качественный уровень невозможен без дальнейшего совершенствования школьной инфраструктуры.

За последнее время введены в действие школа №28 в г.Владикавказе, в п.Новый Пригородного района. Завершена реконструкция школы на 640 мест в с.Чикола Ирафского района, а 1-ого сентября будет введена в строй новая школа в с. Нижняя Саниба.

Продолжается оснащение школ современными средствами обучения и воспитания, учебно-методическое обеспечение приводится в соответствие с образовательными стандартами. Министерством проведена инвентаризация учебной литературы в библиотечных фондах школ республики. Уровень учебно-методического обеспечения образовательного процесса в школах республики проанализирован в ходе совещаний с руководителями предметных объединений, специалистами муниципальных методических служб, библиотекарями в целях, с одной стороны, предоставления школам возможности выбора, с другой стороны, сохранения единого образовательного пространства.

Существенную роль в достижении лучшего качества образования играет система мониторинговых исследований образовательных достижений обучающихся, цель которых — получение объективной информации о качестве освоения учащимися образовательных программ.

Результаты ЕГЭ — это итог совместных усилий педагогов, учащихся, родителей, администрации, направленных на получение качественного образования. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что содержательные сбои на отдельных уровнях образования проявляются в итоге и при сдаче ЕГЭ. Сейчас уже идет подготовка к масштабному совещанию, где будет представлен детальный, аспектный, содержательный, уровневый анализ результатов ЕГЭ-2016 и намечены пути использования итогов ЕГЭ в образовательном процессе в целях дальнейшего повышения качества. Мы же остановимся на нескольких моментах.

Благодаря участию в федеральном проекте «Я сдам ЕГЭ!» (спасибо Минобру РФ за включение нашего региона в этот масштабный проект), нам удалось улучшить показатели в сравнении с прошлым годом по количеству выпускников, не преодолевших минимальный порог на экзаменах по обязательным предметам – русскому языку, математике — и обществознанию. Проведена большая психологическая подготовка школьников (само утверждение «Я сдам ЕГЭ!» несет в себе положительный заряд) и повышение квалификации учителей.

В 2016 году также значительно сократилась доля участников, не набравших минимальное количество баллов по таким учебным предметам, как физика, английский язык.

По ряду образовательных предметов произошло увеличение среднего балла по региону: по русскому языку (с 57 до 61), английскому языку (с 52 до 63), литературе (с 38 до 43).

В то же время наблюдается отрицательная динамика по таким предметам, как география, биология, история, химия. Очень беспокоят результаты по географии: больше половины ребят — 52% — из самостоятельно выбравших этот предмет, не набрали минимального количества баллов. Это можно объяснить тем, что экзамен по географии — один из первых, и ребята идут на него, чтобы просто посмотреть, как экзамен проходит на практике, а не из его необходимости.
Другой показатель качества образования выпускников — доля набравших свыше 80 баллов. Она возросла по русскому и английскому языкам. Заметно сократилась их доля по истории, химии, биологии, физике, обществознанию. Получили высший балл (100) — 9 выпускников (4 – по русскому языку, 1 – по физике, 3 – по химии, 1 – по обществознанию).
Думается, что на новый учебный год задача сохранения предельной объективности и прозрачности процедур, обеспечивающих благоприятную атмосферу для учащихся и хорошие результаты, остается актуальной.

В предметном обучении особое место занимает работа с одаренными детьми. Хочется отметить педагогические коллективы РФМЛИ, гимназии №5, школ №7, 43, 38, 41, лицея г. Владикавказа, школы с.Троицкое, чья эффективность в работе доказана высокими результатами обучающихся на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников.
Одаренные дети – это уникумы, и работать с ними нужно особенным образом, по особым программам и высокопрофессиональным педагогам, не только школьным, что требует немалой финансовой поддержки, тогда можно рассчитывать на более высокие качественные результаты на Всероссийском уровне.

Результаты усвоения знаний по предметам позволяют контролировать не только качество учебной деятельности учеников, но и дают материалы для контроля за качеством обучающей деятельности учителя и совершенствования его профессиональных компетенций.

На Всероссийском августовском педагогическом совете было отмечено, что в настоящий момент в Российской Федерации отсутствуют единые механизмы обеспечения качества работы учителей. Поэтому в прошедшем учебном году в режиме апробации было проведено исследование компетенций учителей русского языка, литературы и математики школ республики.
Мы сознательно провели тестирование 100% учителей, с тем чтобы и сами учителя, и управленцы представляли реальную картину. Обработку результатов проводил федеральный координатор, поэтому особо приятно осознавать: в целом результаты предметных компетенций учителей республики совпадают с российскими. Есть замечания по выполнению заданий на знание методики работы с детьми с ОВЗ, и это объяснимо. Мы только начинаем вводить инклюзивное образование в отдельных школах, и тем более важно организовать обучение педагогов и совершенствовать эти компетенции – это еще одна задача, ждущая своего решения, потому что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации необходимо «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации».

В условиях модернизации образования система повышения квалификации постоянно видоизменяется, оперативно реагируя на обновляющиеся профессиональные потребности.

Ежегодно более 8 тысяч работников сферы образования охватывается различными видами курсовой подготовки по разным направлениям развития кадрового потенциала:

Отметим, что основным эффектом развития кадрового потенциала сферы образования в РСО-Алания — это рост числа учителей, совершенствующих свой профессионализм в соответствии с современными требованиями.

В новом учебном году нужно продолжить работу по обновлению содержания и организации повышения квалификации в связи с введением профессионального стандарта педагога.

«Задача государства заключается в том, чтобы в максимальной степени способствовать высокой престижности учительской работы — и морально, и материально. Правительство готово, — подчеркнул премьер-министр Медведев, — скорректировать систему оплаты труда школьных учителей с учетом пожеланий педагогов». Реализуя решения августовского педсовета прошлого года, в республике было принято новое постановление об оплате труда педагогов. Новая система предполагает установление размера оклада учителей в соответствии с базовыми окладами, и отход от стоимости ученико-часа и количества детей в классе. Также предлагается установление в фонде заработной платы доли гарантированной заработной платы работников в размере не менее 70%, которая включает в себя: базовый оклад (ставку); компенсацию на книгоиздательскую продукцию; доплаты и надбавки (за квалификационную категорию, за выслугу лет, за работу в сельской местности, за работу в высокогорной местности, за преподавание родного языка и литературы, за проверку тетрадей, за заведование кабинетом). Надбавка за классное руководство установлена в размере 2 000 рублей при наполняемости класса не менее 25 человек. Увеличен размер надбавки за звание «Заслуженный учитель Республики Северная Осетия-Алания» с 500 рублей до 1000 рублей.

Стимулирующая часть заработной платы выплачивается учителям за высокий результат и качество работы по установленным критериям.

При переходе на новую систему оплаты труда общий фонд оплаты труда учителей Северной Осетии с принятием нового постановления не уменьшится и государственные гарантии по оплате труда будут соблюдены. Система оплаты труда педагогов должна стать прозрачной, каждый учитель должен понимать, как формируется его заработная плата.
Еще один аспект. Ключевым фактором обеспечения образовательных успехов каждого ребенка является качество учителей, оно традиционно определяется посредством аттестации. По итогам аттестации 2016 года более 2000 педагогов соответствует требованиям высшей и первой квалификационных категорий.

Вместе с тем выполнение несвойственных функций во многом сдерживает профессиональный рост учителя, отнимает время от главного – качественной подготовки к урокам, именно поэтому вопросы нагрузки учителя, чрезмерного бумажного и электронного документооборота стали предметом обсуждения на федеральном уровне.

«Задача школы, задача педагогов — учить, а не отчеты писать. Ведомства должны научиться пользоваться существующими базами данных и электронными ресурсами школ, сайтами, где размещена вся информация, перестать запрашивать ее у школ, учителей», – подчеркнул Д.А.Медведев. Мы, министерство, со своей стороны берем этот вопрос на контроль.
Новые образовательные результаты, на достижение которых нацелена сегодня российская школа, в новом учебном году прежде всего будут связаны с совершенствованием воспитательной работы. Воспитание детей остается общенациональным приоритетом как на федеральном, так и на республиканском уровне.

В октябре 2015 года Президент России подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», призванной стать системой помощи педагогическим сообществам и механизмом реализации важнейшей воспитательной функции – позитивной социализации каждого ребенка.

В нашей республике создано структурное подразделение РДШ, которое возглавила Жанна Юрьевна Маргиева. «Российское движение школьников» Республики начинает свою работу уже с 1 сентября 2016 года в 17 пилотных школах, но каждая образовательная организация может подключиться к движению.

В республике проводится значительная работа по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, особенных успехов в мероприятиях республиканского и всероссийского уровней добиваются команды Ардонского, Кировского и Моздокского районов.

В 2016 году проведено более 220 мероприятий, направленных на пропаганду спорта, формирование здорового образа жизни. Победителями и призерами чемпионатов Мира, Европы, России в текущем году стали воспитанники спортивных школ Аслан Сотиев и Хох Хугаев (вольная борьба), Мадина Таймазова (дзюдо) и др.

Реализуется инновационный проект «Уроки дзюдо в школе», проект Республиканского дворца детского творчества и Банка Москвы «Шахматное образование в начальной школе», проводится большая работа по популяризации в школе бадминтона, волейбола, минифутбола, миниволейбола.

Особый импульс активизации физкультурно-оздоровительной работы придало возрождение системы ГТО в новом, современном формате.

Нам необходимо продолжить работу по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, наполнить ее новым содержанием, актуальным для развития нашей республики. Так, для младших школьников в 2016 году проведена сразу ставшая популярной игра «Звездочки Алании», в будущем планируется проведение подобной игры для детей из детских садов.

Для средних и старших школьников создается республиканская система юнармейского движения (Юнармия). По задумке организаторов она должно стать своеобразной школой жизни, где будут возрождаться традиции ДОСААФ в современном формате.

В рамках выполнения майского указа по охвату детей дополнительными образовательными услугами мы добились 65%-ного охвата детей всеми формами дополнительного образования.

Дополнительное образование выполняет функции «социального лифта» для творческой молодежи. Проведено 67 республиканских мероприятий (конкурсов, соревнований, выставок, конференций и т.д.), что позволило создать «ситуацию успеха» более чем для 8 тысяч школьников республики.

Радостное известие пришло в начале августа из Республики Македония — воспитанник Республиканского центра детского технического творчества Максим Поляков, победитель Чемпионата России 2016 г., серебряный призер Кубка Европы, стал Чемпионом Мира по авиамодельному спорту.

Значительный шаг сделала республика в развитии такого инновационного направления деятельности, как робототехника. Второй год подряд в Осетии проходит Первенство СКФО по робототехнике. За три года целенаправленной работы Министерству удалось значительно улучшить материальную базу, повысить квалификацию педагогических кадров. В результате число кружков и занимающихся робототехникой в республике выросло в два раза.

На фоне такого спроса на техническое творчество в подростковой среде наблюдается значительное снижение количества учреждений технической направленности. В решении этой проблемы необходимо консолидировать усилия государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи.

За последнее время, вопросы, касающиеся обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, вышли на первый план. По поручению Правительства республики продолжается проект по обучению слепых и слабовидящих детей на базе владикавказской школы №14.

В рамках Федеральной Целевой программы «Доступная среда» создана архитектурная доступность, в 20 школ приобретено специальное логопедическое и спортивное оборудование.

В этом году стала возможной реализация проекта по инклюзивному обучению детей с расстройством аутистического спектра в школе №1 г.Владикавказа. Это уникальный проект, который позволяет обучать детей с самыми тяжелыми эмоциональными и поведенческими сложностями.

В образовательных организациях республики свыше 3 тысяч детей с ОВЗ и инвалидностью обучаются как инклюзивно, так и в специальных школах, реализующих основную адаптированную образовательную программу. Мы идем по пути сохранения специальных школ и развития инклюзивного образования – у родителей особого ребенка должно быть право выбора образовательного маршрута.

Накопленный опыт позволил увидеть в другом ракурсе проблемы в инклюзивном обучении детей с особенностями в развитии. С одной стороны, все педагоги должны иметь необходимые навыки для работы с детьми с ОВЗ, поэтому в программы курсов повышения квалификации всех учителей введен специальный модуль, а в высшей школе обучение ведется по скорректированным программам. С другой стороны, мы видим и понимаем – нам нужны узкие специалисты, — тифлопедагоги, сурдопедагоги, специалисты по обучению детей с аутизмом – их подготовка возможна только в Москве и требует больших финансовых и временных ресурсов.

Коррекционная и психологическая работа с детьми должна начинаться в дошкольном возрасте, когда она максимально эффективна. В республике успешно работает детский сад №88, который посещает 63 ребенка с ОВЗ. Важным событием для развития инклюзивного образования стало открытие детского сада компенсирующего типа «Солнышко», где сейчас функционирует две инклюзивные и одна группа компенсирующей направленности.

В апреле 2016 в республике прошла информационная Неделя инклюзивного образования, цель которой — привлечь внимания широкой общественности к проблемам социализации детей с особенностями в развитии. Около трех тысяч человек приняло участие в мероприятиях Недели инклюзивного образования.

В новом учебном году первоочередные задачи по развитию инклюзивного образования в республике это:
1. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров и специалистов инклюзивного образования;
2. Организация работы службы ранней помощи на базе ДОУ «Солнышко»;
3. Обеспечение учебной и методической литературой;
4. Оснащение материально–техническим оборудованием;
5. Совершенствование межведомственного взаимодействия структур, участвующих в обучении и реабилитации детей с ОВЗ.

Значимость среднего профессионального образования усиливается во всех сферах жизни современного общества, неуклонно растет престиж рабочих профессий. В 2016 г. средний балл аттестатов абитуриентов техникумов республики составил 4,4 балла. И если в 2013 году в техникумы на 750 бюджетных мест было подано 750 заявлений, то в 2015 на то же количество мест — 3500 заявлений, в 2016 году — 3700.

В настоящее время в 20 профессиональных образовательных организациях республики обучается более 10 тысяч человек, ведется подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена по 45 профессиям и 58 специальностям для всех отраслей экономики республики. Планируется открытие еще 2 многофункциональных центров на базе Владикавказского политехнического техникума и Владикавказского многопрофильного техникума.

Надо отметить, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в 80 % профессиональных образовательных организаций Северной Осетии уже ведется обучение по 16 из 50 профессий, включенных в список наиболее востребованных и перспективных специальностей.

В 2016 году выпущено около 2 тысяч квалифицированных специалистов для промышленности, транспорта, сферы услуг, сервиса и туризма, строительства, электроники, радиотехники, машиностроения, сельского хозяйства, здравоохранения и культуры.

Важнейший показатель качества подготовки рабочих кадров — трудоустройство. Из выпускников 2015 года в первый год выпуска занятыми в экономике оказались 1780 человек (90,3 %).

Важным элементом в создании системы оценки качества профессионального образования, повышении престижа рабочих профессий Правительством Российской Федерации обозначено участие учреждений СПО в конкурсах профессионального мастерства, среди которых особое место занимает движение WorldSkills. Северная Осетия-Алания на сегодняшний день занимает 12 место в рейтинге 69 регионов-участников WorldSkills.

В мае 2016 года в республике был проведен Межрегиональный отборочный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Северо-Кавказского федерального округа-2016 по 21 профессии. В чемпионате приняли участие более 100 участников и экспертов из всех субъектов СКФО. За четыре дня площадки чемпионата посетили и познакомились с профессиями около трех тысяч учащихся 8-10 классов школ республики.

Достижения республики в движении WorldSkills Russia были оценены на федеральном уровне и способствовали тому, что республика вошла в число трех регионов России, наряду с Московской областью и Татарстаном, выбранных для проведения эксперимента по внедрению конкурсных заданий WorldSkills в выпускные квалификационные экзамены, отличием которых стали публичность и открытость. В этом контексте необходимо продолжить сотрудничество учреждений СПО с работодателями, с тем чтобы обучение рабочим профессиям соответствовало реальным потребностям экономики республики.
В заключение своего выступления хотелось бы обозначить приоритетные задачи развития образования РСО-А в контексте реализации Государственной программы «Развитие образования Российской Федерации до 2020 года»:

1. Обеспечить внедрение государственных механизмов построения карьеры, единой системы аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций.
2. Обеспечить внедрение национальной системы учительского роста с последующей реализацией профессиональных стандартов педагогических работников.
3. Обеспечить внедрение единых прозрачных принципов формирования отраслевой системы оплаты труда педагогических работников.
4. Обеспечить механизм взаимодействия органов власти, организаций различной ведомственной принадлежности, профессиональных ассоциаций, общественных организаций и объединений в целях достижения новых образовательных результатов

Свою главную задачу мы видим в том, чтобы принять все меры для того, чтобы вывести качество образования в республике на уровень Российской Федерации.

Дмитрий Медведев на августовском педсовете отметил, что достижение нового качества современной системы образования «в наших силах», и призвал «всех принять в этом самое деятельное участие». Надеюсь, что педагогическое сообщество Республики Северная Осетия-Алания откликнется на этот призыв.

Удачи и успехов всем в новом учебном году!
Спасибо за внимание!

Доклад министра в слайдах

Ссылка на статью

Печать

Количество просмотров (959)/Комментарии (0)

Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь to post comments.

Theme picker

Контактная информация

Сообщение