Выступление временно исполняющего обязанности Министра образования и науки РСО-Алания А.У.Огоева на августовской конференции работников образования республики

Автор статьи: Администратор/26 августа 2015 г./Категории: МОиН РСО-Алания

«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя»
Добрый день уважаемые участники конференции!
Разрешите поздравить Вас с началом нового учебного года и пожелать благополучия, добра и профессиональных успехов!
Сегодня на нашей конференции принимают участие представители профессионального педагогического сообщества, руководители государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций. От наших консолидированных усилий во многом зависит успешность развития образования в республике.
Вопросы качества образования — наша приоритетная задача, решение которой начинается с дошкольного образования.
В этой сфере наши усилия направлены на создание современных условий для развития детей и ликвидацию очередности в дошкольные образовательные организации. В текущем году будет дополнительно создано 1205 мест. На эти цели направленно 139 млн.р. из федерального бюджета и 59 млн.р. из бюджетов муниципальных образований. Однако очерёдность остается достаточно высокой и составляет более 15 тысяч детей в возрасте от 0 до 7 лет и более 3-х тыс. в возрасте от 3 до 7. В связи с этим необходимо дополнительное финансирование для решения этой задачи.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Для его поэтапного введения определены 16 республиканских пилотных площадок из числа дошкольных организаций, имеющих положительный опыт инновационной деятельности.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации прошли 83% педагогов. Мы ставим перед собой задачу доведения этого показателя до 100% в текущем году.
Переход на ФГОС должен обеспечить качество общего образования с учетом новых требований. C 1 сентября 2015 года 50% обучающихся продолжат обучение в соответствии с ФГОС в штатном режиме. Однако, для обеспечения реализации новых образовательных программ необходимо привести в соответствие с современными условиями материально-техническую базу образовательных организаций республики.
В системе общего образования реализуются федеральные проекты по поддержке филологического и математического образования в рамках республиканского Плана мероприятий по повышению качества преподавания и изучения русского языка и Комплексного плана мероприятий по развитию математического образования. Это даст импульс развитию естественно научного и гуманитарного циклов.
В сфере национального образования отметим развитие полилингвальной модели поликультурного образования, которая является трендом республики. Продолжается работа по созданию нового поколения учебников этно-культурного содержания, мультимедийных обучающих программ, социальной рекламы на родном языке, обучающих компьютерных и видеопрограмм для детей и взрослых. Осуществляется государственная поддержка молодых ученных в области осетинской филологии.
Всероссийская олимпиада школьников, как один из показателей эффективности работы системы общего образования, — это проверенный способ выявить детей с выдающимися способностями, дать возможность для дальнейшего развития. В 2014/15 учебном году в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников принял участие каждый второй обучающийся 5-11 классов, в муниципальном этапе приняло участие 3 900, в региональном этапе – 491 человек. Этот год стал поворотным для нас: 12 представителей республики вышли в финал всероссийской олимпиады школьников, двое из них впервые за 8 лет стали призерами олимпиады по литературе и обществознанию. Это труд и неординарный подход в работе учителей со своими воспитанниками.
В системе повышения качества образования мы придаем большое значение результатам независимого контроля качества знаний, и в том числе -единого государственного экзамена.
В нашей республике, как и во всей стране, приняты меры по проведению объективной государственной итоговой аттестации (ГИА): видеонаблюдение, присутствие общественных наблюдателей, контроль со стороны федеральных инспекторов, представителей Рособрнадзора.
По всем образовательным предметам по сравнению с прошлым годом у нас произошло увеличение среднего балла. Однако наши результаты пока ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Хочется отметить, что в условиях объективного проведения итоговой аттестации 981 выпускник продемонстрировал высокое качество подготовки, набрав свыше 80 баллов. Это 2,5 % от общего числа сдающих .
В то же время минимальный порог по обязательным предметам не смогли преодолеть 354 выпускника текущего года, что составляет 7,5 % от их общего количества. Не получили аттестат о среднем общем образовании 400 выпускников текущего года, что составляет 8 % от общего количества выпускников.
Обращаю особое внимание на следующий показатель: 710 участников или 13%, набрали допустимый порог по русскому языку для получения аттестата, но не преодолели допустимый порог (36 баллов) для поступления в ВУЗ.
Математика 19% и базовая 9%
Мы должны отчетливо понимать, что от объективности проведения итоговой аттестации выпускников 9 классов зависит результат единого государственного экзамена в будущем. В 2015г. впервые во всех аудиториях проведения основного государственного экзамена, были установлены камеры видеонаблюдения, что способствовало получению объективных результатов, которые вы видите на слайде.
Проведены мониторинговые исследования качества образования в 4-9 классах общеобразовательных организаций, в которых приняло участие 37 тыс. обучающихся (около 90%). Это стало возможным благодаря созданию республиканского независимого центра оценки качества образования.
Итоги мониторингов являются одним из критериев для составления рейтинга школ республики и учитываются при аттестации педагогических работников. Значимую роль при этом должны сыграть органы общественно-государственного управления всех уровней.
По результатам оценочных процедур были выявлены школы, показавшие в течение последних 2 лет низкие результаты. Для педагогических работников этих школ проведены адресные курсы повышения квалификации.
В 2014 году Рособрнадзор инициировал проект по национальным исследованиям качества образования (НИКО). Школы республики приняли участие в исследованиях, направленных на выявление общего уровня подготовки школьников, а также системных тенденций, связанных с реализацией перехода на ФГОС.
Ключевой фигурой образования всех уровней является учитель.
Именно через призму повышения его профессиональных компетенций мы рассматриваем повышение качества образования.
Совершенствуются механизмы непрерывности профессионального роста педагогов. Два базовых центра повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, СОГПИ и СОРИПКРО, перестраивают свою деятельность на непрерывное повышение квалификации, с привлечением специалистов Академии повышения квалификации работников образования и Федерального института развития образования.
В 2014/15 гг повышение квалификации по ФГОС прошли свыше 3 тысяч педагогов.
В республике разрабатывается новый порядок проведения аттестации педагогических работников, учитывающий результаты мониторинга профессиональной компетентности педагогов.
Утвержден новый профессиональный стандарт педагога, как инструментарий для повышения качества государственного образования, введение которого с 2017 года придаст новый импульс профессиональному росту педагогов.
Республика готова стать федеральной пилотной площадкой по апробации профстандарта учителя.
Говоря о повышении качества образования, необходимо сказать и о конкурсах педагогического мастерства. На региональном уровне ежегодно проводятся конкурсы : «Педагогический дебют», «Учитель осетинской словесности», «Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями», «Учитель здоровья» — суммарный призовой фонд которых в 2015 году составил 2 миллиона рублей. Победитель регионального этапа педагог прогимназии «Интеллект» Хлыпина Нелля Владимировна вошла в число 15 сильнейших учителей России в финале конкурса Учитель года. Это громкий успех учителя и всего коллектива прогимназии.
Мы уделяем особое внимание обеспечению права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.
В республике 1300 детей с особыми потребностями, из них различными формами организации образования охвачено 1128 детей. На сегодняшний день все муниципальные районы республики и г. Владикавказ принимают участие в реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда». В 15 общеобразовательных школах республики создана архитектурная доступность, приобретена специальная учебная литература и реабилитационное оборудование. На эти цели уже направлено 36 млн.р., а в 2015 году еще запланировано более 16 млн.р
Вместе с тем, нам необходимо решить вопрос кадрового обеспечения для инклюзивного образования и обеспечить соответствующее финансирование.
На базе Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования создан Ресурсный центр по развитию инклюзивного образования.
В государственной школе г. Беслан успешно работает Центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором созданы современные материально-технические условия для обучения. Для каждого обучающегося на дому оборудовано автоматизированное рабочее место с учетом индивидуальных особенностей.
Впервые на базе средней общеобразовательной школы № 14 г. Владикавказ созданы условия для обучения детей с тяжёлыми нарушениями зрения.
Так же республике в текущем году открывается дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко» для детей с ограниченными возможностями здоровья на 60 мест, главной целью деятельности которого станет коррекция отклонений в развитии ребенка и предоставление дошкольного образования детям с различными нарушениями здоровья.
Дополнительное образование выполняет функции «социального лифта» для творческой молодежи. Проведено 67 республиканских мероприятий (конкурсов, соревнований, выставок, конференций и т.д.), что позволило создать «ситуацию успеха» более чем для 8 тысяч школьников республики.
Особый импульс патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей получило в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войны.
Более 100 000 детей и молодёжи приняли участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Осуществляется работа по выполнению «майского указа» Президента Российской Федерации в части достижения показателя «Охват детей дополнительными образовательными услугами к 2020 году 75 % обучающихся». Нам необходимо активизировать работу по вовлечение детей в систему дополнительного образования
Нами проводится цикл мероприятий по формированию музыкально-эстетической культуры. Большой интерес среди школьников вызвали интернет- уроки с участием артистов Государственного Мариинского театра.

Мы уделяем особое внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
В последние годы приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации по организации и проведению внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимися становятся Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и «Президентские игры».
Важным событием для спортивной общественности республики является Всероссийский физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Проведена большая подготовительная работа по его внедрению в практику работы общеобразовательных организаций. Активная фаза работы по практической реализации комплекса начинается с 1 сентября 2015 года.
Проблемой является отсутствие спортзалов в 10 школах республики (Пригород, Моздок, Ираф), а во многие спорт залы не отвечают современным требованиям. Главам администраций местного самоуправления необходимо активно включиться в решение данной проблемы. Нужно создать условия для развития физкультуры и спорта во всех населенных пунктах.
Значительный шаг сделала республика в развитии такого инновационного направления деятельности, как робототехника. Второй год подряд в Осетии проходит Первенство СКФО по робототехнике. За три года целенаправленной работы нам удалось значительно увеличить число кружков и занимающихся робототехникой в республике.
На фоне такого спроса на техническое творчество в подростковой среде мы отмечаем уменьшение количества учреждений технической направленности. За последние пять лет в целях экономии муниципальных бюджетов ликвидированы станции юных техников в Алагирском, Правобережном, Моздокском районах и г.Владикавказе. в республике сохранено только два учреждения: центр технического творчества в г.Владикавказе и станция юных техников в Ирафском районе. Такое положение не способствует обновлению содержания, повышению качества услуг и созданию конкурентной среды в детском техническом творчестве. Руководителям органов местного самоуправления необходимо обратить внимание на указанную проблему, принять меры по сохранению и развитию организаций дополнительного образования детей технической направленности.
Одним из направлений развития системы образования республики является создание единой информационной образовательной среды.
Во всех общеобразовательных организациях должна быть создана современная образовательная среда. Однако, парк компьютерной техники морально устарел и требует своевременной замены, так как с момента завершения комплексного плана МРСО в 2013 новых поступлений не было. Считаем необходимым предусмотреть средства на эти цели.
Мы будем активно продолжать работу над IT грамотности учителей, чтобы их уровень соответствовал запросам современного общества.
Проблемой остается низкая скорость интернета, это является препятствием для развития дистанционного образования в отдаленных школах.
Уважаемые коллеги, развитие среднего профессионального образования является приоритетным направлением социально-экономического развития республики. Система профобразования включает в себя 20 профессиональных образовательных организаций: 13 техникумов и колледжей и 7 училищ. Кроме того в республике действуют 5 ресурсных центров, центр сертификации профессиональных квалификаций, многофункциональный центр прикладных квалификаций.
В последние два года значительно выросло число абитуриентов желающих поступить в техникумы и колледжи.
В учреждения среднего профессионального образования было подано 1799 заявления на 995 бюджетных мест, что в три раза больше чем в 2013 году.
Северная Осетия активно сотрудничает в движении WorldSkills, целью которого является повышение статуса рабочих профессий и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, проведение конкурсов профессионального мастерства
И нам уже есть чем гордиться: республика входит в число лидеров в рейтинге участия регионов.
В 2014 году в РСО-Алании прошел I Открытый чемпионат WorldSkills Russia-2014 Северного Кавказа, а уже в 2015 году Северной Осетии первой среди субъектов Северного Кавказа предоставлено право провести полуфинал Национального чемпионата WorldSkills в Северо-Кавказском федеральном округе.
В полуфинале, который прошел с 20 по 26 апреля 2015 г., приняли участие 139 конкурсантов и 126 экспертов из всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также участники из Ростовской области, г. Москва и Республики Южная Осетия, по 20 компетенциям.
За четыре дня рабочие площадки Чемпионата посетили около 5 тысяч учащихся 8-10 классов школ всех районов республики и познакомились с профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка в профессиональных образовательных организациях РСО-Алания. Это правильный пример профориентации учащихся.
Победители полуфинала в составе делегации Северной Осетии приняли участие в Финале национального чемпионата в г. Казань, где показали достойные результаты. Ребята участвовали 7 компетенциях, и в 4 из них вошли в число призеров.
Важным достижением системы профессионального образования Северной Осетии стала участие в проведении эксперимента по включению конкурсных заданий WorldSkills в систему мониторинга качества подготовки кадров во время государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций.
Мы уверенны в том, что все это позволит повысить престиж рабочих профессий в молодежной среде.
Уважаемые коллеги!
Сегодня заработная плата учителей значительно дифференцирована, в силу того, что в соответствии с действующей системой оплаты труда в основу формирования базовой (гарантированной) части заработной платы заложены такие показатели как стоимость ученико-часа и количество детей в классе. Это вызывает справедливое недовольство педагогических работников.
Несмотря на то, что средняя заработная плата учителей в рамках Указа Президента Российской федерации доведена до 19300 руб., в Дигорском и Ирафском районах из- за малокомплектности средняя заработная плата учителей составляет 15 тысяч 400 рублей, а в Моздокском районе 21 тысяча 600 рублей.
В настоящее время нами подготовлены предложения в Правительство Республики Северная Осетия о переводе учителей на отраслевую систему оплаты труда, в соответствии с которой их заработная плата не будет зависеть от количества детей в классе и размер оклада учителя будет устанавливаться согласно базовым окладам, установленным для соответствующих профессиональных квалификационных групп в рамках отраслевой системы оплаты труда.

Уважаемые участники конференции!
Анализ итогов завершившегося учебного года показывает некоторые положительные сдвиги в обеспечении качества образования. Но этого явно недостаточно.
Мы верим в высокий профессионализм педагогического сообщества. При поддержке руководства республики и Министерства образования Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования мы сможем достичь необходимого качества образования для процветания республики и страны.
Спасибо за внимание!

Ссылка на статью

Печать

Количество просмотров (552)/Комментарии (0)

Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь to post comments.

Theme picker

Контактная информация

Сообщение